Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 29.03.2024, 18:55 |
Добро пожаловать на мою страницу | |
Приветствую Вас Гость |
|
Учебно - материальная базаТребования к развивающей предметно-пространственной среде.
В соответствии с разделом Ш, п. 3.3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в МАДОУ г.Когалыма «Родничок» ведется постоянная работа над обновлением и обогащением развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации, группы, а также территории, прилегающей к организации, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда полностью обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада обеспечивает: - реализацию различных образовательных программ; - учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; - учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда отвечает следующим требованиям:
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. В детском саду осуществляется организация образовательного пространства и разнообразия материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке), которые обеспечивают: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т.ч. с песком и водой); - двигательную активность, в т.ч. развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; - возможность самовыражения детей. Трансформируемость пространства позволяет изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов дает детям возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д., а также наличие в группе полифункциональных предметов, в т.ч. природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в т.ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре, что дает возможность разнообразного использования различных составляющих развивающей предметно-пространственной среды, ее мобильности. Вариативность среды обеспечивает наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. А также образовательная среда нашего детского сада включает материалы и оборудование для осуществления кружковой работы с воспитанниками, реализации части, формируемой участниками образовательных отношений «Росинка» (национально-региональный компонент) и «Древо познания». Доступность среды дает возможность свободного доступа детей, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, ко всем помещениям, где осуществляется образовательная деятельность, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования. Развивающая предметно-пространственная среда каждой группы соответствует возрасту детей, оснащена достаточным количеством необходимого материала и оборудования для обеспечения возможности самовыражения воспитанников, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Безопасность развивающей предметно-пространственной среды заключается в соответствии всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Также при создании развивающей предметно-пространственной среды нами учитывается принцип интеграции, когда материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других образовательных областей. Игры, игрушки, дидактический материал, издательская продукция подобраны с учетом общих закономерностей развития ребенка на каждом возрастном этапе. Подбор оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельность, восприятие художественной литературы), а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Все оборудование и материалы, используемые для создания развивающей предметно-пространственной среды, отвечают санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. При подборе оборудования и определения его количества педагоги учитывают условия нашего детского сада: количество воспитанников в группах, площадь групповых помещений. Оборудование для продуктивной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации, а для конструктивной деятельности – строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природный и бросовый материалы. Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает различные материалы для сенсорного развития, природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их классификации. Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия, для прыжков, для катания, бросания и ловли, для ползания и лазания, для общеразвивающих упражнений. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса позволяет осуществлять не только образовательную деятельность, но и присмотр и уход за детьми, организовывать совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность воспитанников, организовывать разнообразную игровую деятельность, выявлять и развивать способности воспитанников в любых формах организации образовательного процесса, осуществлять реализацию и освоение детьми образовательной программы дошкольного образования с учетом национально-культурных, демографических, климатических условий, обеспечивать эффективность и безопасность самостоятельной деятельности воспитанников, их физического развития. Оформление групповых комнат и дизайн помещений приближен к домашним, что способствует эмоциональному комфорту и благополучию детей, воспитанию эстетического вкуса. Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
|
|
Людмила |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |