Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 15:05

Добро пожаловать на мою страницу

Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Предметно-пространственная развивающая среда

   В соответствии с разделом Ш, п. 3.3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в МАДОУ г.Когалыма «Родничок» ведется постоянная работа над обновлением и обогащением развивающей предметно-пространственной среды.  

        Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации, группы, а также территории, прилегающей к организации, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого  возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

        Развивающая предметно-пространственная среда полностью обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,  двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

        Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада обеспечивает:

- реализацию ООП ДО "Родничок";

- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей.

        Развивающая предметно-пространственная среда отвечает следующим требованиям:

  • Содержательно-насыщенная
  • Трансформируемая
  • Полифункциональная
  • Вариативная
  • Доступная
  • Безопасная

 

      Насыщенность  среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. В детском саду осуществляется организация образовательного пространства и разнообразия материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке), которые обеспечивают:

  •  игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т.ч. с песком и водой)
  •   двигательную активность, в т.ч. развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях
  •   эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  •  возможность самовыражения детей.

        Трансформируемость пространства позволяет  изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей.  

        Полифункциональность материалов дает детям возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д., а также наличие в группе полифункциональных  предметов, в т.ч. природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в т.ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре, что дает возможность разнообразного использования различных составляющих  развивающей предметно-пространственной среды, ее мобильности.

       Вариативность среды обеспечивает наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

       Доступность среды дает возможность свободного доступа детей,где осуществляется образовательная деятельность, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования.

       Развивающая предметно-пространственная среда каждой группы соответствует возрасту детей, оснащена достаточным количеством необходимого материала и оборудования для обеспечения возможности самовыражения воспитанников, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка.

      Безопасность развивающей предметно-пространственной среды заключается в соответствии всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

 При формировании развивающей предметно-пространственной среды в нашей дошкольной образовательной организации учитывается полоролевая специфика при подборе игрового материала и оборудования   для мальчиков и для девочек. В группах имеется специфичный игровой материал, как для мальчиков, так и для девочек. Выделены отдельные игровые зоны для мальчиков, куда включены: гараж, мастерская, автогородок, городок дорожных знаков, различные виды конструктора и строителя, сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Пожарные». Также определены игровые зоны для девочек, где есть мягкая мебель, куклы, посуда, модули «Кухня» и  «Парикмахерская».

Также при создании развивающей предметно-пространственной среды нами учитывается принцип интеграции, когда материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других образовательных областей.

  Игры, игрушки, дидактический материал, издательская продукция подобраны с учетом общих закономерностей развития ребенка на каждом возрастном этапе. Подбор оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельность, восприятие художественной литературы), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

  Все оборудование и материалы, используемые для создания развивающей предметно-пространственной среды,  отвечают санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. При подборе оборудования и определения его количества педагоги учитывают условия нашего детского сада: количество воспитанников в группах, площадь групповых помещений.

Оборудование  для продуктивной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации, а для конструктивной деятельности – строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природный и бросовый материалы.

 Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает различные материалы для сенсорного развития, природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их классификации.

 Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия, для прыжков, для катания, бросания и ловли, для ползания и лазания, для общеразвивающих упражнений.

          Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса позволяет осуществлять не только образовательную деятельность, но и присмотр и уход за детьми, организовывать совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность воспитанников, организовывать разнообразную игровую деятельность, выявлять и развивать способности воспитанников в любых формах организации образовательного процесса, осуществлять реализацию и освоение детьми образовательной программы дошкольного образования с учетом национально-культурных, демографических, климатических условий, обеспечивать эффективность и безопасность самостоятельной деятельности воспитанников, их физического развития.

Игровая функциональная мебель по зонам:

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

   Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Перечень пособия и  материала предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • ММЦ г.Когалыма
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Людмила
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz